В Общественной палате прозвучали веские аргументы в пользу инвестквот
Обсуждение концепции законопроекта о расширении механизма инвестиционных квот вошло в финальную стадию.
21 апреля на площадке Общественной палаты прозвучали веские аргументы, подтверждающие позитивные итоги первого этапа распределения инвестиционных квот и необходимость развития механизма.
Так, председатель Рыбного союза Александр Панин обратил внимание, что достижение максимального экономического эффекта для государства от использования своих ресурсов возможно только в случае реализации последовательной госполитики, направленной на модернизацию отрасли, создание высококонкурентной промышленности с максимально высоким уровнем внутреннего производства и переработки.
По словам Александра Панина, вплоть до 2019 г. уровень обновления флота был крайне низким, новые береговые фабрики практически не строились. Производство продукции с высокой добавленной стоимостью находилось практически на нулевом уровне. В рыбной отрасли было большое количество компаний-рантье, паразитировавших на владении квотой и не ведущих при этом никакой операционной деятельности. Фиксировался высокий уровень незаконного промысла.
Сегодня же, как указал глава Рыбного союза, мы видим реальные инвестиции в отрасль, существенное увеличение поступлений налогов в бюджет РФ, обновление флота (шесть рыбодобывающих судов и два краболова), пусть даже сроки спуска на воду новых судов сдвигаются вправо, новые береговые фабрики (сдан в эксплуатацию 21 рыбоперерабатывающий комплекс), увеличение производства филе и фарша, сурими, рыбной муки.
Чего мы не видим, так это реальных банкротств стабильных предприятий, причиной которых стала бы реализация первого этапа инвестквот и аукционов. Отрасль стабильно и устойчиво развивается. Так или иначе, рано или поздно, но мы придем к необходимости реализации второго этапа инвестквот и аукционов.
При этом он подчеркнул, что нельзя не принимать во внимание текущую геополитическую ситуацию и беспрецедентное санкционное давление недружественных государств. В связи с этим необходимо учитывать все возможные риски и проблемы, с которыми уже сталкиваются и могут столкнуться в ближайшие годы российские верфи и, соответственно, участники первого и второго этапов инвестквот и аукционов.
По мнению руководителя Рыбного союза, возможно, существует необходимость пересмотреть сроки запуска второго этапа, предусмотреть и заложить в инвестиционные договоры дополнительные оговорки и отлагательные условия по таким потенциально проблемным вопросам, рассмотреть дополнительные меры поддержки и компенсаций для участников инвестпроектов и аукционов. Рыбный союз также просит обратить особое внимание на вопрос защиты и поддержки компаний прибрежного промысла.
Владимир Григорьев, член совета директоров «УК Норебо», указал на необходимость концептуальной поддержки законопроекта для рассмотрения в Государственной думе, так как он не устанавливает сроки начала заявочной кампании и начала реализации инвестиционных проектов, а создает правовую возможность для проведения второго этапа закрепления инвестиционных квот. Он указал, что сроки и объекты инвестиций будут определяться позже в подзаконных актах.
Как отметил представитель «Норебо», внесение изменений в закон именно сейчас позволит потенциальным участникам заранее подготовить техническую документацию, проработать вопросы с поставщиками и оборудованием, найти финансирование, получить больше времени на обсуждение и проработку подзаконных актов, в том числе требований к объектам инвестиций, заранее обозначить потребность в оборудовании, сформировать стапельное расписание на судоверфях.
АСРФ считает, что отсрочка принятия законопроекта будет означать новый цикл исторического распределения ресурсов с 2034 года. Сохранение исторических квот создаст предпосылки для «консервации» российского промыслового флота, его стагнации, а в перспективе и сокращения. Это приведет к потере в прибрежных регионах квалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест.
В то же время реализация инвестиционных проектов дает подтвержденный экспертами положительный эффект. По данным Научно-исследовательского финансового института при Минфине России за период 2018–2021 гг. в регионах предоставления инвестквот отмечена положительная динамика показателей по рыболовству и рыбопереработке.
Рост занятости в морском рыболовстве составил 9,2%, в рыбопереработке — 50,1%. Фонд оплаты труда вырос в морском рыболовстве на 26,1%, в рыбопереработке — на 25,7%. Рост производства и реализации продукции в морском рыболовстве составил 57,9%, в рыбопереработке — 90,21%.
В регионах судостроения у верфей показатель «Капитал и резервы» увеличился в 24 раза, внеоборотные активы выросли в девять раз, оборотные активы — в пять раз, реализация продукции выросла в три с половиной раза.
По итогам заседания не было принято решений «за» или «против» законопроекта, но состоялся важный отраслевой диалог, необходимый сегодня в изменившихся экономических условиях.
АСФР считает важным отметить, что аргументы против расширения инвестиционных механизмов, представленные отдельными отраслевыми объединениями, не выражают консолидированной позиции всех членов этих организаций.
В частности, в крупнейшей на Дальнем Востоке компании по добыче краба — ГК «Русский Краб», считают, что заявление, с которым Президент Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков выступил на Общественных слушаниях законопроекта, не отражает позиции возглавляемого им объединения «и в лучшем случае, может считаться его персональным мнением».
На данный момент в АДК единства мнений по поводу проведения второй волны аукционов не достигнуто. Мотивация противников реформирования отрасли ясна — они не готовы платить за общенациональный ресурс, который им однажды достался бесплатно, по историческому принципу. Аргументы, которые они приводят в защиту своей позиции, несостоятельны.
Сложившаяся по геополитическим причинам ситуация на рынках и в логистическом комплексе, к которой апеллирует Александр Дупляков, окончательно и бесповоротно убеждает в том, что инвестаукционы – единственно верный путь развития отрасли. Мы должны строить на российских верфях российские добывающие суда с использованием российского оборудования. Мы должны снижать свою технологическую зависимость. Инвестквоты стимулируют импортозамещение, развитие компетенций отечественного судостроения.
Отказ от реформирования отрасли вернет нас к покупке старого флота, оборудования и его ремонта в иностранных государствах».
Айгун Магомедов, заместитель председателя комиссии ОП по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий, обратил внимание на то, что мероприятие в Общественной палате не было «нулевым чтением» проекта федерального закона.
По итогам заседания не было принято решений «за» или «против» законопроекта, но состоялся важный отраслевой диалог, необходимый сегодня в изменившихся экономических условиях.
в курсе событий