Конкуренция в отрасли
В середине июля в Комитете Совета Федерации по экономической политике прошел «круглый стол» по вопросам развития конкуренции.
Основной резонанс вызвали инициативы антимонопольной службы о переводе на аукционы принципа закрепления за добытчиками наиболее востребованных для промысла водных биоресурсов. Звучали разные позиции. Например, что аукционы по крабам привели к сосредоточению 70% квот у одной структуры.
В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота проанализировали финансово-экономические результаты и уровень концентрации в добыче крабов.
Для сравнения — в октябре 2019 г. победители крабового аукциона за половину крабовых квот заплатили в бюджет 142 млрд рублей, что сопоставимо с уплатой всех налогов в данном сегменте более чем за 30 лет. При этом тенденция роста уплаты налогов в рыбном хозяйстве, в том числе в крабовой добыче, сохраняется.
Помимо этого, победителями аукционов размещены заказы на строительство 35 новых краболовных судов. Суда строятся в России, поэтому развитие идет не только у рыбаков, но и в смежных отраслях. Будут повышены безопасность мореплавания и условия труда экипажей, снижены затраты на промысел.
Раньше на 2 крупные структуры приходилось около 40 % добычи. После аукционов картина рынка добычи крабов принципиально поменялась. Сейчас половина всех объемов, а это около 50 тыс тонн, добывается 5 крупными группами. Рантье с рынка ушли, но остальные компании работу продолжают. Доминирующая по объемам добычи на Севере структура сохранила практически весь объем квот — 18 тыс тонн, снизив их всего на 1 тыс. Однако, благодаря торгам, на Северном бассейне появился новый крупный игрок с объемом добычи в 6 тыс тонн.
Компании – участники нашей Ассоциации выиграли на аукционах часть лотов и увеличили в 2020 году общий объем квот добычи крабов до 12%. Прямым следствием увеличения ресурсной составляющей стал рост количества рабочих мест, персонал увеличен в прошлом году на 23%, уплата налогов за последние 3 года выросла на 133%.
в курсе событий