О необоснованности позиции ВАРПЭ
НКОа заседании Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре представлена позиция, подготовленная НКО «ВАРПЭ». Обоснования, по которым каждое отдельное положение этой позиции не поддерживается:
-
Позиция ВАРПЭ: Перенести 2й этап инвестиционных квот под строительство рыбопромыслового флота на 1 января 2026 года. ВАРПЭ видит риски в задержке строительства судов и сомневается будут ли они построены.
Мнение АСРФ: Инвесторы самостоятельно в полном объеме без господдержки строят объекты. Риски задержки строительства объектов не влекут потерь государственных средств и/или федеральных ресурсов. Водные биоресурсы, зарезервированные под инвестиционные квоты до постройки и ввода в эксплуатацию объектов инвестиций, осваиваются в обычном режиме морского рыболовства. Инвесторы их получают для освоения на следующий год после государственной регистрации объектов инвестиций. Таким образом, риски неосвоения водных биоресурсов до постройки объектов инвестиций также отсутствуют.
-
Позиция ВАРПЭ: отложить аукционы по распределению 50% долей квот добычи (вылова) краба до завершения срока действия ранее заключенных договоров — до 2035 года. Главным и зачастую единственным источником инвестиций в строительство судов-краболовов являются промышленные квоты, закрепленные за предприятиями, распределение их на аукционах в 2022 году поставит под угрозу обязательства предприятий по строительству судов I этапа программы.
Мнение АСРФ: Перед проведением торгов крабовых инвестквот 1го этапа в 2019-2021 годах размеры лотов были определены Правительством Российской Федерации в соответствии с промысловой мощностью такого судна и в достаточном для окупаемости затрат объеме.
Предположение о том, что ранее заключенные договора служат источником инвестиций для строительства краболов или иных судов, необоснованно. Инвестиции в покупку каждого лота и строительство каждого отдельного краболова обеспечены предоставляемым на следующий год после аукциона ресурсом на добычу.
-
Позиция ВАРПЭ: Требование по строительству судов рыбопромыслового флота в составе предприятия как имущественного комплекса приведет к существенным задержкам в реализации инвестпроектов 2го этапа инвестквот и станет серьезным препятствием для решения в кратчайшие сроки приоритетной стратегической задачи по увеличению объемов переработки, емкости холодильных мощностей и уходу от зависимости от переработки российских водных биоресурсов за рубежом.
Мнение АСРФ: В сложных условиях пандемии практика реализации 1го этапа инвестквот показала — сроки строительства заводов по минтаю большой мощности составили 3 года. За такой же срок один из инвесторов «РК им. В.И. Ленина» построил и перевел на дальневосточный промысел 3 среднетоннажных судна-свежевика.
Практика строительства среднетоннажных судов-краболовов на дальневосточных верфях показывает выполнение заказов за 4 года.
Вопрос возможной задержки в строительстве судов может быть урегулирован на уровне акта Правительства Российской Федерации в реализацию закона, в случае его принятия. Например, часть инвестквоты закрепляется и распределяется в расчете на завод, другая часть — за промысловыми судами в составе комплекса. Каждая часть распределяется после ввода в эксплуатацию объектов, входящих в комплекс.
-
Позиция ВАРПЭ: нецелесообразно проведение аукционов инвестквот морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепанга. Более 2/3 объема данных водных биоресурсов добываются градо- и поселкообразующими предприятиями, расположенными на Курильских островах. Эти предприятия инвестировали свыше 25 млрд рублей в обновление добывающего флота, строительство береговых перерабатывающих производств, холодильников, портовой и логистической инфраструктуры.
ГД РФ принято постановление от 10.04.2019 №5962-7 ГД, СФ РФ принято постановление от 26.07.2019 № 398-СФ с рекомендациями Правительству Российской Федерации сохранить предусмотренный федеральным законом механизм предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Мнение АСРФ: Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2004 № 452 в перечень градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций включены для указанного в позиции «ВАРПЭ» региона 2 предприятия: «Курильский рыбак» и «Северо-Курильская база сейнерного флота».
Согласно данным агентства СПАРК выручка первого предприятия за последний год свыше 10,5 млрд рублей, второго – свыше 3,5 млрд рублей. Очевидно, что деятельность этих лиц обеспечивают права на добычу иных водных биоресурсов.
Пунктом 4 постановления Государственной Думы Российской Федерации от 10.04.2019 № 5962-7 ГД рекомендовано Правительству Российской Федерации в течение 2019 года принять решение о сохранении действующего механизма предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением крабов). Правительством Российской Федерации такого решения не принято.
Абзацем 3 пункта 2 постановления Совета Федерации от 26.07.2019 № 398-СФ рекомендовано Правительству Российской Федерации обеспечить сохранение действующего механизма предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением крабов. Правительством Российской Федерации такого решения не принято.
-
Позиция Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), предложенная в ходе заседания комиссии РСПП: В материалах к законопроекту отсутствует финансово-экономическое обоснование выделения 4% общих допустимых уловов на инвестиционные цели 1го этапа инвестиционных квот. Такое выделение дополнительных объемов недопустимо, т.к. нарушает права других участников отбора инвестционных проектов 1го этапа инвестиционных квот.
Мнение АСРФ: В целях защиты и сохранения параметров отбора инвестиций законопроект предусматривает увеличение на 4% ОДУ на инвестиционные цели 1-го этапа, так как при выделении 20% ОДУ на второй этап инвестиций размер 1-го этапа арифметически уменьшается (20%*20%=4%). Расчеты и обоснования включены разработчиком в пояснительную записку к законопроекту.
-
Проект решения комиссии РСПП, принятый большинством голосов на заседании комиссии РСПП, предусматривает обращения президенту РСПП А.Н. Шохину с просьбой направить в Российскую трёхстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений отрицательное заключение на законопроект, также направить замечания комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре по законопроекту в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов
Мнение АСРФ: решение комиссии РСПП не поддерживается ввиду отсутствия основания его принятия. У комиссии РСПП не имеется утвержденного положения о комиссии, включая порядок прохождения ее решений.
в курсе событий