Структура флота на промысле минтая

  • 18 Май 2017
Основой отечественного рыбопромыслового флота в этом сегменте являются добывающие суда, построенные в советский период, поэтому отражающие политику СССР в области рыболовства и особенности плановой системы хозяйствования. За период рыночного реформирования численность судов в этом сегменте рыболовства уменьшилась, изменилась структура флота, суда морально устарели и износились. Отсутствие источников пополнения флота и улучшение состояния запасов привело к увеличению интенсивности использования имеющегося флота: при росте объемов вылова минтая на 35% в 2015 году по сравнению с 2000 годом число судов на четверть сократилось (табл. 2.1).

Списание наиболее устаревших и изношенных судов, переоборудование части рефрижераторных траулеров-ловцов для других видов коммерческого рыболовства, увеличение интенсивности использования наиболее эффективных типов судов, массовое приобретение (при отсутствии других источников пополнения рыбопромыслового флота) бывших в эксплуатации зарубежных добывающих судов привело к изменению структуры рыбопромыслового флота и удельного веса отдельных типов в общем вылове.

В наиболее критической ситуации находится группа крупно тоннажных судов, которые вылавливают около 1,1 млн. тонн минтая или около 2/3 общего вылова (рис. 2.4), в силу ряда природных, промысловых и технических факторов заменить эти суда средними и малыми судами невозможно. Большая часть крупнотоннажных судов в мировом рыболовстве построена по заказам нашей страны, в настоящее время масштабы строительства таких судов резко сократились, ограниченное число стран имеет опыт и производственный потенциал для строительства судов этого класса. Поэтому предложение крупно тоннажных судов на вторичном рынке единично и представлено в основном устаревшими бывшими отечественными судами. В тоже время вторичный рынок предлагает большое число достаточно эффективных судов зарубежной постройки меньших размеров.

В настоящее время эта группа состоит из 84 крупнотоннажных судов, из них 7 крупных и современных траулеров-процессоров, 62 серийных БМРТ традиционных типов, включая 44 БМРТ типа «Пулковский Меридиан» и 15 несерийных судов (табл. 2.1).

Группа средне тоннажных добывающих судов на промысле минтая состоит из 114 ед. и включает 15 современных траулеров-процессоров, 51 серийный рефрижераторный траулер-ловец, 8 прочих судов и 40 несерийных траулеров зарубежной постройки (табл. 2.1). На средне тоннажные суда приходится свыше 29% общего вылова минтая (рис. 2.4).

Сокращение числа рефрижераторных траулеров-ловцов и устаревших типов средних морозильных траулеров объясняется изменением мотивации хозяйствования, массовым списанием дорогостоящих и затратных в эксплуатации плавбаз, недостатком приемно-перерабатывающих мощностей на берегу и переоборудованием части этих судов для других видов промысла. Увеличение численности и доли в вылове минтая несерийных судов зарубежной постройки, особенно средне- и малотоннажных, обусловлено приобретением значительного числа таких судов на вторичном рынке. Более активное в последние годы развитие прибрежного рыболовства привело к увеличению на четверть численности и в два раза доли в вылове минтая малотоннажных судов (табл. 2.1, рис. 2.4).

Табл. 2.1 Типовой состав и возраст добывающих судов на промысле минтая в ИЭЗ РФ
Основные типы и группы Численность, ед. Средний возраст на 01.01.2015
2000 2015 Изменение
МРКТС Моонзунд 4 1 - 3 25
РКТС Антарктида 1 3 + 2 29
БМРТ Сотрудничество 14 3 - 11 22
БМРТ Пулковский Меридиан 47 44 - 3 28
БМРТ Иван Бочков 3 7 + 4 31
БМРТ Прометей 28 9 - 19 37
Прочие БМРТ и РТМ 26 2 - 24 39
Несерийные крупнотоннажные суда 11 15 + 4 37
Крупнотоннажные суда 143 84 - 59 33
СРТМ Невельск/Мыс Корсакова 19 15 - 4 21
СТР Альпинист 97 29 - 68 31
СТР Надежный 41 22 - 19 27
Прочие СРТМ/СРТР 33 8 - 25 27
СРТМ/СТР Несерийные 2 40 + 38 28
Средне тоннажные суда 227 114 - 113 29
РС 300 29 36 + 7 39
Прочие малотоннажные суда 143 177 + 34 30
Малотоннажные суда 172 213 + 41 32
Итого на промысле минтая 543 411 - 132 30
Источник: ЦМС Росрыболовства, ВНИЭРХ, ТИНРО-Центр, Оценки
Свыше 2/3 крупных судов, современных траулеров-процессоров и наиболее эффективных для промысла минтая крупнотоннажных судов традиционных типов принадлежит семи крупнейшим рыбохозяйственным организациям Дальневосточного бассейна, имеющим значительные финансовые возможности по обновлению рыбопромыслового флота. Удельный вес этих компаний в численности добывающих судов на промысле минтая на 01.01.2015 года составляет около 21% (88 ед.), промысловый потенциал этих судов оценивается в 0,8-0,9 млн. тонн или около половины всех мощностей в этом сегменте.

Рис. 2.4 Структура вылова минтая по типам судов в 2015 году
str_mintai.png
Источник: ЦМС Росрыболовства, Российский морской регистр, Оценки, Расчеты
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота