Промысловое судостроение

  • 18 Май 2017
Поставщиками судов для отечественного рыбопромыслового флота традиционно являлась судостроительная промышленность СССР, а также стран-участников СЭВ и ряда западноевропейских стран. Поскольку судостроительная промышленность СССР была ориентирована на военное кораблестроение, то пополнение крупно- и средне-тоннажными рыбопромысловыми судами в основном производилось за счет поставок из стран-членов СЭВ, прежде всего ГДР и Польши, а также Украины и Литвы. Кроме того, по отечественным заказам крупно- и средне тоннажные рыбопромысловые суда строились на верфях Нидерландов, Франции, ФРГ, Испании, Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии.

По оценкам, на верфях, расположенных непосредственно на территории РФ, построено только около 40% средне- и 2/3 малотоннажных добывающих судов от общего их числа, треть средних и малых приемотранспортных рефрижераторных судов. Крупнотоннажные добывающие, перерабатывающие и приемотранспортные рефрижераторные суда в РФ никогда не строились (кроме единичных судов в период 1950-1960-х годов).

Каждая верфь промыслового судостроения специализировалась на поставке конкретного класса и типа рыбопромысловых судов (табл. 1.3). Строительство крупнотоннажных добывающих судов велось на «Черноморском судостроительном заводе» и заводе «Океан» Николаев Украина, которые вместе построили около трети общего числа судов этого класса. Почти столько же аналогичных судов построено на «Фольксверфи» Штральзунд ГДР. На строительстве больших приемотранспортных рефрижераторных судов специализировалась верфь «им. 61 комиссаров» Николаев Украина и верфь «им. Матиаса Тезена» Висмар ГДР, на каждой из них построено примерно по трети судов этого класса.

Табл. 1.3 Основные специализированные верфи промыслового судостроения
Верфь Страна Основные классы построенных судов
Фольксверфь ГДР Крупные, большие и средние морозильные траулеры
Черноморский ССЗ Украина Большие морозильные траулеры
Гданьская судоверфь Польша Плавбазы и большие морозильные траулеры
СЗ Балтия Литва Средние траулеры и транспортные суда
СЗ им. 61 коммунара Украина Большие приемно-транспортные суда
СЗ им. М. Тезена ГДР Большие приемно-транспортные суда
СЗ Океан Украина Крупные морозильные траулеры и малые плавбазы
Ленинская Кузница Украина Средние морозильные и рефрижераторные траулеры
Хабаровский ССЗ РФ Средние морозильные траулеры и малые транспорта
Ярославский ССЗ РФ Средние морозильные и рефрижераторные траулеры
Волгоградский ССЗ РФ Средние морозильные и рефрижераторные траулеры
Николаевский СРЗ РФ Средние морозильные и рефрижераторные траулеры
ССЗ Авангард РФ Малые морозильные траулеры
Сретенский ССЗ РФ Маломерные суда
Рыбинская судоверфь РФ Маломерные суда
Ейский СРЗ РФ Маломерные суда
Астраханская судоверфь РФ Маломерные суда
Источник: Гипрорыбфлот, Оценки

Важнейшим фактором российского судостроения является недостаток верфей, технологическое оснащение и инфраструктурные характеристики которых позволяют строить современные рыбопромысловые суда. Согласно проекту «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса России» до 2030 года необходима поставка около ста крупно- и средне тоннажных добывающих судов на 360 млрд. руб. По оценке специалистов ОАО ОСК с учетом загруженности оборонным заказом отечественная судостроительная промышленность может построить ограниченное число рыбопромысловых судов (рис. 1.2).

Рис. 1.2 Схема размещения верфей и потенциал по строительству рыболовных судов

shipyard-scheme.png

Источник: Минпромторг РФ, ОСК
Возможности оставшихся на территории РФ и расположенных на реках традиционных верфей промыслового судостроения вследствие инфраструктурных ограничений не позволяют строить крупнотоннажные суда. Более крупные верфи, строящие военные корабли и крупные гражданские суда, опыта постройки рыбопромысловых судов не имеют. Производственный потенциал этих верфей позволяет построить любые суда, однако их стоимость будет выше зарубежных аналогов. Основными причинами этому является неоптимальные для постройки рыбопромысловых судов технологии, а также менталитет менеджмента, обусловленный ориентацией на оборонные заказы за счет бюджета.

Для снижения стоимости строительства рыбопромысловых судов на российских верфях прежде всего необходимо увеличение серийности постройки и специализация верфей на постройке конкретных классов и типов рыбопромысловых судов. Подтверждением эффективности этого являются результаты деятельности специализированного цеха по строительству крупнотоннажных траулеров на «Черноморском судостроительном заводе» Николаев Украина, где за сорок лет было построено около 420 единиц таких судов.


Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота