Преимущества крупнотоннажных судов

  • 18 Май 2017
Минтай и тихоокеанская сельдь относятся к числу массовых видов рыб, которые в ограниченные по времени сезоны и в сложных климатических условиях районов промысла создают большие концентрации, что определяет необходимость использования для их добычи судов с хорошими мореходными качествами, высокой производительностью и большой грузовместимостью. Исходя из этого, и с учетом уровня развития инфраструктуры Дальневосточного региона РФ, на промысле и комплексной переработке уловов минтая и сельди крупнотоннажные траулеры-процессоры являются наиболее эффективными судами и не могут быть заменены другими классами добывающих судов в силу следующих причин:

- Природных условий и географического фактора: низкие температуры воды и воздуха, покрытые льдом районы промысла минтая в Охотском море, сильные осенние шторма в Беринговом море, удаленность районов промысла от портов, имеющих железнодорожное сообщение с основными регионами потребления в центральной части страны;

- Более высокой производительности (суточный и годовой вылов) по сравнению с меньшими по размеру и тоннажу добывающими судами как результат большого тягового усилия, значительной автономности и вследствие наличия высокого ледового класса и большой грузовместимости более длительного нахождения на промысле;

- Биологических особенностей минтая и сельди: создание высоких концентраций, сезонность промысла, большая величина суточных уловов, возможность сочетания лова этих объектов для обеспечения нахождения судна на промысле круглогодично;

- Недостаточного уровня развития и низких характеристик объектов портовой и логистической инфраструктуры региона и холодильных складов, ограниченных возможностей железной дороги по перевозке рыбной продукции с Дальнего Востока, недостатка мощностей для приемки и переработки уловов береговых предприятий и плавбаз;

- Большей коммерческой эффективностью: обладая высокой производительностью и возможностью производства широкого ассортимента продукции, эти суда могут изготавливать наиболее востребованную в каждый период времени и наиболее дорогостоящую продукцию, что позволяет получить наибольший доход из тонны улова и обеспечить высокую конкурентоспособность при поставках продукции на экспорт и внутренний рынок;

- Экологических преимуществ: крупнотоннажные суда осуществляют более полную по сравнению с меньшими по размерам судами переработку отходов, что позволяет увеличить объемы производства востребованной сельским хозяйством кормовой рыбной муки.

Эти преимущества позволяют крупнотоннажным судам дольше находиться на промысле с более высокими суточными уловами, поэтому средний годовой вылов на одно крупнотоннажное судно больше показателей средне- и малотоннажных судов в 3,2 и 36,4 раза соответственно (табл. 2.5). Вследствие этого, крупнотоннажные траулеры-процессоры в 2015 году, составляющие всего 20% численности добывающих судов на промысле минтая и сельди, обеспечили 65 и 70% общего вылова этих видов рыб соответственно (табл. 2.6).

Еще более наглядным является сравнение показателей промысла минтая и сельди современных типов траулеров-процессоров и малотоннажных судов. Так, средний вылов одного БМРТ типа «Сотрудничество» в 2015 году превышает 52 тыс. тонн, что соответствует общему вылову 50 ед. РС-300 – основного типа малотоннажных судов РФ.

Табл. 2.6 Показатели промысла минтая и сельди основными типами судов на в 2015 году
Тип и класс судов Общие показатели по типу Показатели на одно судно
Вылов, тонн Судов, ед. Сутки лова Вылов, тонн Суток на лову Тонн в сутки
РКТС Антарктида 75 783 3 489 25 261 163 155
БМРТ Сотрудничество 156 373 3 593 52 124 198 264
БМРТ П. Меридиан 755 907 46 6 597 16 433 143 115
Прочие и несерийные 347 297 32 4 150 10 853 130 84
Крупнотоннажные суда 1 135 360 84 11 829 15 897 141 113
СРТМ Невельск/М. Корсакова 164 628 15 2 231 10 975 149 74
СТР Альпинист/Надежный 167 029 51 2 553 3 275 50 65
Прочие и несерийные 237 008 48 3 757 4 938 78 63
Средне тоннажные суда 568 665 114 8 541 4 988 75 67
РС-300 36 991 36 1 469 1 028 41 25
Малотоннажные суда 93 019 213 4 679 437 22 20
Итого добывающие суда 1 997 044 411 25 940 4 859 63 77
Источник: ЦМС Росрыболовства, Расчеты

В наибольшей степени преимущества крупнотоннажных судов наглядны на показателях годового и суточного вылова тихоокеанской сельди (рис. 2.6). Возможности осуществления промысла средними рефрижераторными траулерами-ловцами, сдающими уловы сельди на плавбазы и береговые предприятия, ограничены вследствие отсутствия достаточного числа плавбаз и возможности их пополнения, техническими характеристиками и малой емкостью трюмов, а также уровнем развития портовой и логистической инфраструктуры и береговых перерабатывающих мощностей. Эффективный промысел сельди малотоннажными судами в силу объективных причин (ограничение района плавания и сложные климатические условия районов промысла) вообще невозможен или малозначим.

Рис. 2.6 Показатели промысла сельди разными классами добывающих судов в 2015 году

fish-volume.png

Источник: ЦМС Росрыболовства, Расчеты
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота