Общие характеристики рыбопромыслового флота Российской Федерации

  • 18 Май 2017
Основой рыбопромыслового флота РФ являются суда, серийно строившиеся по заказам СССР на отечественных и зарубежных верфях по техническим проектам, разработанным в 1960-1980-х годах, а также суда зарубежной постройки, приобретенные российскими организациями на вторичном рынке или построенные за счет зарубежных кредитов.

Структура российского рыбопромыслового флота по размерам и способам лова существенно отличается от рыболовных флотов других стран. Если в мире более распространено прибрежное рыболовство, для которого необходимы малотоннажные добывающие суда, развитая береговая инфраструктура и береговые перерабатывающие мощности, то в структуре объемов отечественного вылова преобладают более крупные автономные суда с переработкой уловов непосредственно на борту судов. Прибрежный промысел в нашей стране в силу природных причин, особенностей организации промысла, недостаточного развития береговой инфраструктуры и перерабатывающих мощностей, а также удаленности районов лова от регионов потребления рыбной продукции развит меньше.

По заказам советского рыболовства в целях удешевления преимущественно строились траулеры и универсальные рыбопромысловые суда, серийность постройки достигала трехсот единиц. В странах с развитой рыночной экономикой рыболовные суда строятся индивидуально для каждого конкретного заказчика с учетом доступных для него сырьевых ресурсов, основным критерием выбора типа суда является его максимальная эффективность на промысле и переработке предполагаемого объекта лова, поэтому более развито единичное и мелкосерийное строительство специализированных рыболовных судов.

В результате в нашей стране в отличие от мирового рыболовство преобладают серийные большие и средние траулеры, а также многоцелевые суда, которые могут быть использованы для промысла большинства доступных отечественному рыболовству видов водных биоресурсов. Так, удельный вес добывающих судов длиной свыше 34 метров в численности рыбопромыслового флота Северного бассейна РФ составляет около 60%, а в Норвегии и Исландии – около 3%. Средний тоннаж одного добывающего судна РФ составляет около 800 БРТ, а в ЕС, Норвегии и Исландии – соответственно 22, 49 и 94 БРТ.

За прошедший после 1991 года период рыбопромысловый флот РФ морально устарел и физически износился. По состоянию на 01.01.2015 года за пределами нормативных сроков службы находится 92% рыбопромысловых судов, наиболее изношены добывающие и приемно-транспортные рефрижераторные суда (табл. 1.1), особенно рыбопромысловый флот Дальневосточного и Каспийского бассейна. По данным ОАО «Гипрорыбфлот», рыбопромысловые суда возрастом до 10 лет составляют около 2% общей численности, возрастом от 10 до 20 лет – около 11%, остальные суда имеют возраст более 20 лет. Средний возраст отечественных добывающих судов на 01.01.2015 года достиг 29 лет, что соответствует показателям рыболовного флота стран ЕС, Норвегии, Исландии и США.

По расчетам ОАО «Гипрорыбфлот» при отсутствии адекватного обновления добывающего флота новыми судами с учетом списания по фактического износу даже при максимальном продлении сроков службы и соблюдении нормативных требований безопасности мореплавания объемы вылова водных биоресурсов могут сократиться к 2025 году на 2,0 млн. тонн. Наиболее критическая ситуация складывается в группе крупнотоннажного добывающего и приемно-транспортного рефрижераторного флота, поскольку число этих судов сократилось в большей пропорции, а предложение на вторичном рынке отсутствует.

Табл. 1.1 Численность, структура и износ рыбопромысловых судов РФ, ед.
Группы судов Итого на 01.01.2015 г. По возрасту (на 01.01.2014), лет Суда сверх нормативных сроков
До 10 11-20 От 20 ед. %
Крупные и большие 197 1 9 187 187 95%
Средние 766 3 89 674 725 95%
Малые и маломерные 925 35 97 793 824 89%
Добывающие суда 1 888 39 195 1 654 1 736 92%
Плавбазы 7 - 1 6 6 86%
Производственные рефрижераторы 13 - 4 9 12 92%
Обрабатывающие суда 20 - 5 15 18 90%
Суда неограниченного р-на плавания 94 - 10 84 88 94%
Малые и речные 137 - 3 134 137 99%
Приемно-транспортные суда 231 - 13 218 225 97%
Суда федерального назначения 57 1 24 31 30 53%
Всего судов от 55 кВт и выше 2 196 20 237 1 918 2 009 92%
Источник: Росрыболовства, Гипрорыбфлот

Другое отличие зарубежных рыболовных судов от отечественных судов заключается в лучшем техническом состоянии и укомплектовании современным оборудованием. Существующая в развитых странах система «неприрывного технического обслуживания», качественный ремонт и модернизация судов увеличивает сроки эксплуатации и обеспечивает в течение этого срока хорошее техническое состояние и оснащение судов наиболее современным оборудованием. При изменении районов промысла и объектов лова, требований потребительских рынков рыбной продукции и при появлении более эффективных технологий и оборудования за рубежом проводят модернизацию и переоснащение судов.

В РФ рынок качественных технических услуг развит недостаточно, а современное комплектующее судовое и технологическое оборудование практически не производится. Большинство российских компаний экономит на ремонте и техническом обслуживании судов, ограничиваясь минимальным объемом работ, проведение которых необходимо для продления сроков действия документов Российского морского регистра. Техническое состояние рыбопромыслового флота РФ и его укомплектованность устаревшим оборудованием негативно влияют на производительность судов на промысле, доходность из тонны вылова водных биоресурсов и существенно повышают риски мореплавания.

В результате этих причин показатели промысловой эффективности российских добывающих судов в несколько раз меньше показателей зарубежных судов-аналогов. В частности, по данным ФАО и Всемирного банка, морской вылов на одну брутто-регистровую тонну рыболовного флота РФ составлял 2,1 тонны водных биоресурсов, что соответствует показателям Китая, однако меньше показателей развитых стран: Япония, Норвегия и Исландия – 3,6, 5,0 и 8,9 тонн соответственно (данные 2012-2014 годов).


Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота